Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.), максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождая живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитии мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен дополняться более объёмными и сложными произведениями, с учётом взросления ребёнка. Со временем предлагаемые стихотворные тексты он с лёгкостью будет не только узнавать, но и самостоятельно воспроизводить, получая при этом удовольствие.
Обязательно обсуждайте читаемое с ребёнком произведение. Малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Современному ребёнку неизвестны реалии быта (одежда, посуда, домашняя утварь и др.), описанные в народных сказках и произведениях советских писателей. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснение. Необходимо обсуждать с ребёнком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребёнка к основной мысли автора, морали произведения.
Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребёнку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребёнка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, всё ли будет ребёнку понятно, чему оно учит. При разучивании с ребенком стихотворений и песен обращайте внимание на чувства и мысли, которые стремился передать автор.
Сами читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребёнка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение
Посещайте с ребёнком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению. Уже в раннем возрасте, предоставляя возможность малышу выбирать книги, обращайте его внимание на жанр произведений, тему, тем самым вы, создаёте условия для проявления активности, развития познавательных интересов.
Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребёнка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания, используя словари, энциклопедии, интернет и др. Приведу простой пример: захотели с дочерью па завтрак манную кашу, вкусную, без комочков. Давно не готовила это блюдо и честно призналась, что не помню, как это делается. Сначала открыли вместе поваренную книгу, почитали, потом посмотрели несколько роликов в интернете, выбрали рецепт, который понравился нам обеим, а потом вместе пошагово его повторили. Было интересно и вкусно!
Стимулируйте любознательность ребёнка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребёнок не боялся спрашивать, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.
Не устанавливайте для ребёнка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребёнка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему ещё рано об этом знать. Так возникающий у ребёнка интерес, не получив подкрепления, угасает, ребенок перестает экспериментировать, утрачивается вера в свои способности. В то же время ребёнок дошкольного возраста может многое сделать сам. Например, после соответствующих разъяснений об условных обозначениях «читать» географические карты, планы местности и помещений, самостоятельно составлять простейшие маршруты, планы, квесты и оформлять их графически; ориентироваться на местности, используя компас, звёздное небо и др.
Приучайте ребёнка планировать свою деятельность. Это касается режима дня, чередования труда и отдыха. Необходимо обсуждать с ребёнком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, следует побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, сравнивать, что получилось, а что нет, и почему. На основании такого анализа приучать ребёнка вносить коррективы в свои дальнейшие планы. Например: разукрашивал карандашом рисунок, но недостаточно аккуратно, выходя за контуры — в следующий раз обратит на это внимание, постарается исправить. В этом случае развивается самостоятельность, формируется ответственность.
Повышайте общий уровень осведомлённости ребёнка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике и транспорте, профессиях и др. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой совместной деятельности с ребёнком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами, окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре). Например, лэпбук на тему «Часы» может включать в себя:
- модель часов (с возможностью рассмотреть их устройство: расположение и назначение стрелок, цифры на циферблате идр.);
- изображения видов часов (песочных, солнечных, водяных, цветочных и до современных, «умных» часов);
- игру «Который час»;
- пословицы, поговорки, загадки о часах и времени;
- рассказы и сказки («Чудесные часы» Е. Благининой, «Сказка о потерявшем времени» Е. Шварца и др.).
Лэпбук позволяет комплексно и компактно представить информацию по любой теме, получить целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира, увидеть их взаимосвязи, расширяет кругозор, вызывая у ребёнка интерес к выбранной теме, развивает умения поиска и структурирования материала, стимулирует развитие мышления, речи, внимания, памяти, творческих способностей.
Приучайте ребёнка обращать внимание па общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребёнка на понимание сути задания, а не на бездумное копирование по образцу, указать на возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.
Уделяйте внимание физическому развитию ребёнка. Ему необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учётом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. Обеспечить её помогут ежедневная зарядка совместно с родителями, подвижные игры со сверстниками, регулярные прогулки на свежем воздухе, походы, занятия танцами, посещение спортивных секций и др. Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность с родителями, их личный пример.
Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством. При рассматривании картины обсуждайте с ребёнком её замысел, сюжет, а главное - те чувства, которые у малыша вызывает увиденное. Побуждайте ребёнка к созданию собственных произведений (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Например, можно предложить ребёнку самостоятельно придумать и сделать подарок для родственников своими руками, украшения для новогодней ёлки, бижутерию и др. Подобная работа содействует развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.
Развивайте музыкальные способности ребёнка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте, учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы, формируйте музыкальный вкус. Если у ребёнка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность заняться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. Обучение детей дошкольного возраста в подготовительных классах музыкальной школы формирует произвольность, усидчивость, волю, ребёнок учится правильно дышать, управлять споим голосом, у него развивается звуковысотный слух, что очень важно , для речевого развития. Кроме того, это ещё и своеобразный тренинг, опыт взаимодействия с незнакомыми сверстниками, новыми педагогическими работниками. Ребёнку будет легче адаптироваться к обучению школе.
Вовлекайте ребёнка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей помощью в сути происходящего вокруг и с ним. Это касается любой деятельности ребёнка: игровой, коммуникативной, познавательной, трудовой, двигательной и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировке стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др. Желаем вам успехов!
По материалам статьи кандидата психологических наук, доцента Е.Гапанович-Кайдаловой (ж-л «Пралеска», №2, 2021г., с.10-13)
раскрыть » / « свернуть